ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
1. Контакты педагога – психолога МБОУ СОШ №2 Пониделко Ирины Владимировны телефон, WhatsApp – 89034370053
2. Контакты специалиста, ответственного за организацию и оказание в территории психологической помощи обучающимися группы суицидального риска МБОУ СОШ №2:
· Пониделко Ирины Владимировны телефон, WhatsApp – 89034370053 (педагог – психолог);
· Кривомазова Екатерина Анатольевна телефон, WhatsApp – 89034635236 (зам. директора по ВР);
3. Контакты территориальных ППМС- центров - 8(86365)5-05-11, 8(86365)7-25-03
4. ГБУ РО центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи
Запись на консультацию по телефону:
8(863)251-14-10 в будние дни с 09.00 до 17.30
5. Всероссийский детский телефон доверия 8 (800) 200-01-22 (звонок из любого региона РФ бесплатный, абонент попадает в службу своего региона, круглосуточно, анонимно).
Инспектор ОПДН ОУУП и ПДН
МО МВД России «Каменский»
лейтенант полиции
Куразова Александра Борисовна
Основная функция психолога в школе
— осуществление психолого-педагогического сопровождения как учащихся и их родителей, так и коллектива учителей.
Много полезной информации вы сможете узнать на сайте
А также получить психологическую поддержку с 9.00 по 14.00 по телефону 89034370053
Ссылка: O Детском телефоне доверия 8-800-2000-122
Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ему раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Основная цель социально-психологической службы –создать условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Направления работы социально-психологической службы:
Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Установление контакта с семьёй, организация педагогического просвещения родителей, помощь семье в воспитании и обучении ребёнка. Деятельность по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания, планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы. Оказание помощи ребёнку в устранении причин, оказывающих отрицательное влияние на его поведение и учёбу.
Психологическое и социально-педагогическое консультирование. Объединение различных специалистов и Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся. Обобщение и распространение положительного опыта передовых педагогов в работе с «трудными» детьми. Предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи. Изучение ребёнка (отношений в семье, школе, дворе).
Исследование проблем социального воспитания в разных социальных сферах. Проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска.
Анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию; участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации, участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Уважаемые родители! По вопросу получения консультативной помощи Вы можете обратиться в социально-психологическую службу с понедельника по пятницу - с 9.00 до 14.00 (для индивидуальных консультаций необходима предварительная запись).
Выходной: суббота, воскресенье
Телефон (886365)5-05-65
Нормативные документы
16. План-месячник антинаркотической направленности
17. Приказ о проведении месячника антинаркотической направленности
Всеобуч на тему: «Лето детей– забота взрослых»
МР по организации и проведению итогового сочинения в 2021-2022 уч.году
Приказ №952 о проведении итогового сочинения
О сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения
План мероприятий по популяризации услуг в сфере образования
Для родителей будущих первоклассников
Реализация мероприятий регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей"
Что нужно знать родителям о новых ФГОС
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные
образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего
образования (далее – НОО и ООО соответственно).
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в
формировании школами основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как
образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а
обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022
году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования
к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие
ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что
освоит.
Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся,
включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации
общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство
возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от
места жительства и дохода семьи.
Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей
для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое
оборудование.
Информация для родителей будущих пятиклассников
Информация для родителей будущих первоклассников
Родительское собрание в 4 классах по обновленным ФГОС
Квитанция на добровольный благотворительный взнос
График поведения обследования на АПК Армис
Реализация пилотного проекта по здоровьесбережению
Организация посещения бассейна
Приказ №284 от 20.08.18 Всеобуч по плаванию
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами», педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
У взрослых часто возникают трудности при взаимодействии с подростком. Подросток находится в положении между взрослым и ребенком – с одной стороны, он зависим от родителей, а с другой – стремится быть независимым. У него появляется чувство взрослости, он пытается избавится от опеки родителей. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за «детскостью» скрывается «взрослость». Главным в личности подростка является чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.
Конечно, «чувство взрослости» - это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая «взрослость». И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: «Мал еще, чтобы указывать». Такое отношение часто приводит к конфликтам между родителями и подростками. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.
Большую значимость в подростковом возрасте приобретают отношения со сверстниками. Поэтому ведущей деятельностью в данном возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. В ПВ нормы и ценности сверстников становятся более значимы, чем нормы и ценности взрослых, если подросток что-либо делает, для него важно одобрение сверстников, а не взрослых. Проблемы, возникающие у подростка такие же как и у его сверстников, в процессе их обсуждения подросток находит ответы на все интересующие его вопросы, таким образом, друг выполняет функцию зеркала.
Еще одной особенностью детей 11-12 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
В чем особенность адаптации этого момента?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический (психотелесный) характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые работают в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Это мнение ошибочно, - волнует. Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. Узнайте, к какой из них тянется ваш ребенок. Почему?
Ни в коем случае не смешивайте понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
Признаки успешной адаптации :
1.Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2.Ребенок легко справляется с программой;
3.Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
2.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4.Нежелания выполнять домашние задания.
5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
5.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
6.Беспокойный сон. Нарушение аппетита
7.Трудности утреннего пробуждения, вялость.
8.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
9.Снижение работоспособности
10.Забывчивость
11.Неорганизованность.
Виды дезадаптации:
1.Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2.Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3.Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4.Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
5.Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников:
Первая проблема — это новые условия обучения
Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Уже в середине первого класса педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, знал, с помощью чего он может его поддержать и ободрить. Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, вокруг него были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница — как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет.
При переходе в среднее звено ученик, в первую очередь, сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет (которых много) изучается в отдельном классе и на разных этажах.
У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это требуется немало времени, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок, и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново выстраивать отношения со всеми педагогам – и отсюда высокая тревожность.
Вторая проблема — изменение требований
Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Одни требуют завести общую тетрадь, другие — простую, но их должно быть несколько. Например, учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись.
Третья проблема — это отсутствие постоянного контроля классного руководителя
В начальных классах у ученика был один учитель, который отслеживал выполнение домашнего задания по всем предметам у всех, без исключения, учеников и мог вовремя подсказать, если что не так. Одному ученику напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у другого спросит, как здоровье, зная, что у него частые головные боли, и может остаться с ним после уроков, чтобы помочь выполнить домашнее задание.
При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка, много учащихся из различных параллелей и запомнить особенности всех своих подопечных он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нужны, значит, можно что-то не выполнить, и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Со стороны классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность». Он не может постоянно следить за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков.
Несколько советов родителям:
-Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на проверке выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.
- Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Рекомендации родителям пятиклассников:
1.Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
2.Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
3.Познакомьтесь лично с классным руководителем и учителями-предметниками Вашего ребенка, установите с ними контакт. Помогите ребенку запомнить их имена, отчества и фамилии.
4.Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
5.Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для его возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
6.Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
7.Создайте ребёнку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
8.Радуйтесь достижениям своего ребёнка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.
9.Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребёнок домой, встречайте его с любовью.
10.Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
«Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса».
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период у школьников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребёнка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключения составляют, только крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьёзных опасений).
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, поэтому требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твёрдый «четвёрочник» – неуспевающим. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, то есть более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребёнок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли, и потому педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребёнку кажется несправедливым, что, например, за аналогичные сочинения по литературе ему в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы её получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребёнку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность – можно, не желая того, позволить ребёнку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребёнок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учёбой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упрёками. Обычно родители «пилят» ребёнка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь эту тупую музыку! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придёшь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!..». Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, – ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребёнка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надёжной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не всё в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребёнок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении. Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребёнку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).
Для того, чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребёнка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребёнку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят всё больше времени вне дома, поздно возвращаются, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребёнку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «Всегда быть дома в 20 часов – и точка!» Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
При переходе в десятый класс каждый ребенок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.
Задачи адаптационного периода для десятиклассников:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Памятка родителям подростка:
- Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Умейте принять его таким, каков он есть.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
- Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.
- Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.
- Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.
- Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.
- Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.
- Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.
- Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.
- Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.
- Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Принимая решения, учитывайте его мнение.
- Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.
- Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Больнее всего мы раним друг друга словами. Слово, сказанное сгоряча, может стать последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...
Что нельзя говорить ребенку:
1.Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.
2.Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.
3.Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.
4.Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?
Прислушаемся к советам своих детей!
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха - поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.
Вечная детская мудрость
Психологическая поддержка родителям ЕГЭ
Психологическая поддержка ученикам ЕГЭ
Советы психолога педагогам, готовящим детей к ЕГЭ
Перечень ссылок для скачивания рекламно-информационных материалов, продвигающих ценности семьи и ответственного родительства, предоставленных Фондом поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации
Тема: «Отцовство – твой главный жизненный проект»
https://cloud.mail.ru/public/C5UC/fWj29CLjj
https://cloud.mail.ru/public/Cjig/iDXMV7FTw
https://cloud.mail.ru/public/JGQo/1ioBES8Gs
https://cloud.mail.ru/public/K1Ya/JV7eqyh1K
Тема: «Подростковая агрессия»
https://cloud.mail.ru/public/EhbL/mzmPuBuW8
https://cloud.mail.ru/public/G4Qx/NB1EUD6Nz
https://cloud.mail.ru/public/CPLg/773VkSV5A